Nusa88
15.09.2019
Учитель излагает интегрированный материал nusa88 о занятиях славян, используя аппликации. Славяне жили в поселении (4) общиной, занимались земледелием (5), скотоводством (6), охотой (7), рыболовством (8), бортничеством (9), собирательством (10).
Для лучшего запоминания материала учитель предлагает каждому занятию дать свой символ. Дома дети могут нарисовать эти символы. Земледелие — основное занлипие славян Ложь —> черный хлев &шень —> лщка, xfigna, пиво Тйиешща —> велмй хлев Jlftoco —> ншенлая каша
Рассказ об освоении и обработке новых земель также можно пояснять с помощью меловых рисунков.
Ученики сравнивают по рисункам учебника орудия труда славян: однозубую и двузубую соху, находят сошник (наконечник). Выясняют, что было общего у сохи и рала (рыхлили, отваливали землю). Рало — это простейший плуг, прообраз будущего настоящего плуга. Если соха и рало при пахоте лишь отваливали землю в сторону, то плуг ее переворачивал. Вывод: вспашка была более глубокой, трава попадала в землю и сгнивала, питая полезные растения, земледелец получал более высокий урожай.
Земледельческие орудия труда славян:
1. Соха. 2. Цеп. 3. Рало. 4. Палка. 5. Серп. 6. Коса. 7. Борона-суковатка. 8. Плуг. 9. Пахота сохой. 10. Пахота плугом.
Ученики отвечают на вопросы по учебнику, говорят, что в былине сообщается об обмолоте ржи. А пословицу можно объяснить так: черный хлеб ели все, а белый — лишь богатые люди.
Дополнительно ученикам можно рассказать, как сеяли зерно и убирали урожай. При этом учитель может использовать аппликации, располагая их последовательно в соответствии с процессами земледелия: подсекание леса (11), вспашка земли (5), посев (12), боронование (13), жатва (14), обмолот цепом (15), хранение зерна в ямах (16).